Перейти к контенту
Хоттабыч

История автопрома в мире.

Рекомендуемые сообщения

Тема про автопром в мире и про технику с которой вы сталкиваетесь постоянно и каждый день. Возможно что кто-то до сих пор катается на такой а у кого то связано что-то в прошлом. 

Просьба текст не прятать под спойлер иначе читать немного будет не комильфо. Оставляем все как есть разве что немного подредактировав под форум

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Автопобеды российского автопрома

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Ну что, даже российские медведи смотрят  футбол. Ну а пока они смотрят мы познакомимся с техникой прошлых лет в  том числе и с нашими легендарными автомобилями, которых хоть и было немного, но тем не менее многие отечественные модели автомобилей, несмотря на железный занавес, стали достаточно популярны во многих странах. Причем что самое интересное, многие старые российские автомобили до сих пор отлично узнают во всем мире.

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Мы собрали самые лучшие и знаковые отечественные автомобили за всю историю советской и российской автопромышленности. 

 

ГАЗ-13 "Чайка"

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Наш сборник российских автомобилей начинается с крупнейшего автотриумфа нашей страны во времена советской эпохи. Начнем мы с легендарного автомобиля "Чайка", который выпускался под обозначением ГАЗ-13. Это советский флагманский роскошный автомобиль, который до 1989 года использовался политическими лидерами нашей страны. Его, без преувеличения, можно назвать роскошным во всех смыслах. 

 

ГАЗ-13 "Чайка" выпускался в различных модификациях кузовов, включая седан и кабриолет. На внутреннем рынке эта модель была не доступна для покупки, в отличие от некоторых стран Запада. 

Помимо политической элиты "Чайками" пользовались в КГБ (высший орган безопасности Советского Союза до 1991 года). В том числе на "Чайках" ездили советские послы в Восточной Германии, Северной Корее, Болгарии, Венгрии, Монголии и Финляндии. 

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Кстати, Фидель Кастро получил от генерального секретаря коммунистической партии Советского Союза Никиты Хрущева в подарок ГАЗ-13.

"Чайка" (ГАЗ-13) производилась на заводе ГАЗ в Горках (ныне Нижний Новгород) и на Рижском автобусном заводе в Риге (Латвия) в период с 1959 по 1981 год. За это время было выпущено 3 179 автомобилей. Большинство из них семиместные четырехдверные седаны. Наиболее редкие экземпляры имеют кузов кабриолет. Еще более редкими были специальные автомобили ГАЗ-13, созданные в качестве машин скорой помощи. 

 

ГАЗ-24 «Волга»

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Конечно, после "Чайки" мы решили включить в наш рейтинг "Волгу", которая выпускалась под обозначением ГАЗ-24. Впервые она была представлена на Лондонском автосалоне в 1970 году. Это еще один российский автомобиль, который стал узнаваем по всему миру. Как и "Чайка", "Волга" продавалась во многие страны за пределами СССР. Причем включая страны Западной Европы, Латинской Америки и Индонезии.

 

15 июля 1970 года началось массовое производство ГАЗ-24 "Волга". Помимо нашей страны эта модель также собиралась на автозаводе в Бельгии компанией Scaldia. До середины 1980-х годов она была доступна для продажи во многих странах Европы с дизельным двигателем.

 

К сожалению, большую часть времени на внутреннем рынке эта машина не была доступна для масс. В то же время "Волга" была самым популярным автомобилем такси в нашей стране и в ГДР.

Использовать ГАЗ-24 в качестве такси было экономически выгодно, поскольку эта модель считалась не только надежной. Ведь самое главное – это ремонтопригодность и стоимость обслуживания. На примере ГАЗ-24 для использования в такси эта машина была идеальной.

 

Lada 2104 / 2105 / 2107

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Третью строчку по популярности наших автомобилей во всем мире, безусловно, занимает еще одна наша легендарная автоистория. Речь идет об автомобилях Лада, которые выпускались под обозначением ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. 

Эти модели стали известны во многих странах за счет прямого экспорта новых автомобилей Лада. Правда, в некоторых странах эти машины продавались немного с другими именами. Так, например, в Великобритании эти автомобили стали известны как Lada Riva. В Европе отечественная классика продавалась под обозначением Lada Nova.

 

Кстати, эта модельная семья является одной из самых популярных не только в нашей стране (в том числе и сегодня), а также в Канаде, Эквадоре, Франции, Германии, Великобритании, на Кубе и во многих других странах.

 

Напомним, бренд Лада появился в 1966 году, когда компания «АвтоВАЗ» под руководством правительства подписала соглашение с итальянской коммунистической партией о совместной разработке нового советского автомобиля для масс. В итоге в течение нескольких лет компания «АвтоВАЗ» разработала ВАЗ-2101 на базе итальянской классики Fiat 124.

Первые шесть предсерийных автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, а уже в августе того же года началось массовое серийное производство. Подробнее о разработке "Копейки" вы можете прочитать в нашей статье "Как Фиат превратился в Жигули". 

 

Но СССР не стал останавливаться на достигнутом и в последующие годы продолжил совершенствовать итальянских клонов, выпустив ВАЗ-2102, ВАЗ-2103. 

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире

В 1979 году с конвейера АвтоВАЗа сошла модель ВАЗ-2105. Эта модель Лады выпускалась дольше всего – с 1979 по 2010 год. То есть модель находилась в производстве 31 год. 

 

Затем в 1982 году завод наладил выпуск модифицированный версии ВАЗ-2105. Речь идет о модели ВАЗ-2107, которая производилась с 1982 по 2012 год.

Не менее популярным стал и универсал, разработанный на базе ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. Автомобиль выпускался с 1984 по 2012 год. Примечательно, что параллельно с выпуском универсала "четверки" АвтоВАЗ выпускал универсал ВАЗ-2102  (с 1971 по 1985 год). То есть с 1984 по 1985 год Тольяттинский завод серийно выпускал два универсала разных поколений. 

 

ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 продавались на Западе вплоть до распада СССР. После развала Союза эти модели помимо внутреннего российского рынка продавались на Украине, в Египте и в Казахстане.

Кстати, некоторые экземпляры "Жигулей" производились для силовых органов. В том числе и для КГБ. Эти автомобили оснащались мощным роторным двигателем Ванкеля мощностью 150 л. с.

 

УАЗ-469

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Это один из самых мощных российских внедорожников в мире советской эпохи. УАЗ-469 был разработан в качестве замены военного ГАЗ-69, который использовался не только российской армией в советские годы, но и многими военными в странах Восточного блока. 

Внедорожник УАЗ-469 начал выпускаться с 1972 года. В Германии эта машина известна как Baijah Automotive, она продавалась в этой стране с 2003 по 2007 год. 

 

Также эта машина продавалась на Кубе, в Азербайджане, Вьетнаме, на Украине и даже в США (1997-2005 годы). 

Но что самое удивительное, фактически компания УАЗ (Ульяновский автомобильный завод) по-прежнему выпускает этот старый внедорожник. Речь идет о модернизированной недавно версии, которая вместо кодового обозначения УАЗ-469 получила имя "Hunter". 

 

В отличие от большинства современных внедорожников и кроссоверов УАЗ в базовой комплектации имеет невероятно большой дорожный просвет, который составляет 210 мм. Благодаря своему клиренсу, системе полного привода УАЗ Хантер является одним из королей внедорожья, где пасуют такие популярные внедорожники, как Land Cruiser, Patrol и даже Мерседесы G-класса. Не верите? Поищите на YouTube бездорожные пробеги и соревнования джиперов, где частым победителем выходит именно Хантер, и у вас отпадут сомнения в том, что российский внедорожник, несмотря на свой преклонный возраст, по-прежнему способен покорять любые места, где нет асфальта. 

 

ЗИЛ-4102

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

ЗИЛ-4102 был разработан как преемник ЗИЛ-41047, который перевозил высших советских чиновников, а также не раз использовался для перевозки высокопоставленных гостей нашей страны. 

К сожалению, ЗИЛ-4102 так и не дошел до серийного производства, так как Михаил Горбачев (бывший глава СССР) не был впечатлен этим автомобилем. То есть он ему просто не пришелся по нраву. В итоге проект был закрыт, несмотря на то что на его разработку были потрачены огромные деньги. 

 

Первый прототип ЗИЛ-4102 был выпущен в 1987 году. Еще два автомобиля были созданы в 1989 году и в конце 1990 года соответственно. С тех пор не было выпущено больше ни одного экземпляра. 

К сожалению, у нас нет официальной информации о двигателях в этой модели. Но, судя по многим источникам, скорее всего, автозавод ЗИЛ планировал на модели 4102 использовать три варианта силовых агрегатов: бензиновый 4,5-литровый V6, бензиновый 6,0-литровый V8 и огромный 7,0-литровый дизель V8. Также для этого автомобиля были разработаны 5-ступенчатые механические и 4-ступенчатые автоматические коробки передач, которые должны были передавать в ЗИЛ-4102 крутящий момент на передние колеса.

 

Учитывая качество и скучность в те годы советского автопрома, ЗИЛ-4102 должен был стать настоящим шедевром отечественного авторынка с технической стороны. Мало того, этот автомобиль еще и выглядел потрясающе. Вы не поверите, ЗИЛ-4102 в своей конструкции кузова даже использовал детали углеродного волокна (!). 

 

Москвич АЗЛК-2141 Алеко

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Москвич 2141 – это последняя разработка автозавода "Москвич", который после развала СССР был приватизирован и перешел из-под контроля государства в частную собственность в 1991 году. Но, увы, уже в 2006 году завод был расформирован. 

 

Автомобиль АЗЛК-2141 также известен как "АЛЕКО" (ALEKO). Именно с этой латинской аббревиатурой Москвич-2141 и поставлялся на зарубежные рынки. 

Производство АЗЛК-2141 началось в 1986 году. Эта машина была разработана на базе франко-американской модели Simca 1308. Подробнее о том, как создавался Москвич-2141, вы можете прочитать в нашей статье здесь. Из статьи вы узнаете, что Москвич-2141 был разработан на базе автомобиля, который в 1976 году стал Автомобилем года в Европе. 

 

Первая серия АЗЛК-2141 выпускалась до 1997 года. Затем модель была заменена на модернизированные версии. Последние же машины сошли с конвейера в 2013 году. 

 

Москвич 2141 – это семейный автомобиль среднего размера с пятью дверями в кузове хэтчбек и передним приводом. На протяжении всего периода выпуска автомобиль предлагался с различными двигателями, включая 1,5-литровый, 1,6-литровый, 1,7-литровый и 1,8-литровые бензиновые моторы. Также в некоторые версии АЗЛК-2141 устанавливались 1,9-литровые дизельные двигатели Peugeot. 

 

ГАЗ-69

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

ГАЗ-69 заменил ГАЗ-67Б. Целью обновления было уменьшить расход топлива и улучшить внедорожные возможности автомобиля. Развитие модели началось в 1946 году, а уже через год появился первый прототип. Производство ГАЗ-69 было запущено 25 августа 1953 года в Горках на заводе ГАЗ. 

К концу 1972 года было произведено уже более 600 000 автомобилей. 

 

ГАЗ-69 был в основном армейским автомобилем. Но его могли себе купить и гражданские лица. Внедорожник имеет характерный прочный нерушимый рельефный кузов с потрясающими углами свесов. Автомобиль оснащался 2,1-литровым двигателем, основанным на базе мотора, устанавливаемого в седан ГАЗ-М20 "Победа". Мало кто знает, но двигатель "Победы" был разработан на базе мотора Dodge 1935 года выпуска. Наша страна купила чертежи этого мотора всего за 20 000 долларов. 

 

Лада Тарзан

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Что это за Лада? Это модель "Тарзан" – промежуточная модель, которая была создана в стадии разработки полноприводной Лады Самары. То есть этот автомобиль был создан между этапами разработки прототипа и полной серийной версии (так называемая предсерийная версия малого объема). 

 

Лада Тарзан – это компактный полноприводный автомобиль с независимой подвеской на обеих колесных осях. Очень интересная концепция. Ведь, по сути, перед нами компактный кроссовер и внедорожник, которые сегодня бьют все рекорды популярности во всем мире. 

 

Кстати, Лада Тарзан создана уже после развала СССР и падения железного занавеса. 

Но несмотря на это, эту модель можно смело назвать советской, поскольку Лада Тарзан использовала технологию автомобилей серии Лада Самара (ВАЗ-2108, ВАЗ-2109). Лада Тарзан выпускалась с 1997 по 2003 года. Всего было выпущено 300 автомобилей.

 

Москвич 402 / 403 / 407

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Основа бренда "Москвич" взята из Германии. Точнее, автомобили "Москвич" тесно связывают с брендом Опель. Первые модели "Москвич" были основаны на базе автомобилей Опель 1946 года. Так на свет появилась легендарная 400-я серия автомобилей Москвич. 

 

Например, в 1956 году на рынок вышел Москвич-402. В 1958 году на рынок была выведена модель 407 с 45-сильным двигателем. В 1962 году Москвич-407 превратился в Москвич-403. 

 

Lada-Porsche 2103

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Знаете ли вы, что в истории АвтоВАЗа есть интересный совместный проект с компанией Porsche? В 1970-годах председатель Porsche Эрнст Фурман встретился с нашим министром автопромышленности Виктором Поляковым. Во время их встречи было согласовано трехлетнее сотрудничество стоимостью полмиллиона немецких марок. Это соглашение включало разработку компанией Porsche дизайна будущих новых отечественных автомобилей. 

 

Первым, и как оказалось, неудачным результатом этого партнерства стала модель Lada-Porsche 2103. В рамках сотрудничества компания Porsche пересмотрела дизайн ВАЗ-2103, сохранив, правда, все основные узнаваемые черты. То есть форма и линии кузова остались прежними. Но Porsche, чтобы изменить внешность автомобиля, использовала пластиковые бамперы и новую решетку радиатора.

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

В том числе в модели Lada-Porsche 2103 было принято решение отказаться от всех хромированных деталей экстерьера (за исключением колпаков и дверных ручек). 

Также Porsche пересмотрела шасси и полностью переработала интерьер "вазовской трешки". В итоге ВАЗ-2103 получил рулевое колесо от Porsche 928 и кожаный салон. 

 

К сожалению, АвтоВАЗ отклонил такой автомобиль. Причина в том, что завод в те годы уже работал над собственной реконструкцией ВАЗ-2103, который дебютировал через два месяца в качестве модели ВАЗ-2106. 

 

Лаура

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Многим незнакома эта модель, которая называлась "Луара", так как она не дошла до серийного производства. Это прототип спортивного автомобиля, который появился на свет в 1980 году. Но проект был завершен уже в 1982 году.

К сожалению, детальной информации об этой удивительной машине практически нет. Известно, что этот спорткар мог разгоняться до 170 км/ч. 

 

Но самое интересное, что "Лаура" была разработана не каким-то крупным отечественным автозаводом, а двумя энтузиастами – Дмитрием Парфеновым и Геннадием Хайноу. Они создали настоящий спортивный автомобиль, который в те годы являлся новаторским и не имел ничего общего с автомобилями российских производителей.

 

По некоторым данным, даже глава государства Михаил Горбачев высоко оценил этот амбициозный проект. Однако "Лаура" так и не дошла до массового производства. Максимум, чего добились создатели,– это продвижение автомобиля на международных выставках. Но это еще не конец истории.

 

Когда тандем Дмитрия Парфенова и Геннадия Хайноу распался, один из прототипов был продан российскому музею, а другой разобран. Причем некоторые его детали были использованы в начале 1990-х годов для создания прототипа в рамках проекта Лаура-2.

Этот автомобиль был оснащен двигателем мощностью 240 л. с. от Audi. 

 

ЛуАЗ-969

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

ЛуАЗ-969 – полноприводный автомобиль украинского автозавода ЗАЗ (известный как "Запорожец"), который разрабатывался в СССР с середины 1960-х годов. В 1971 году началось производство ЛуАЗа-969. Первые же прототипы появились еще в 1965 году. 

 

Внешне ЛуАЗ-969 выглядит странно и непропорционально. Но этот автомобиль создавался не для красоты, а для бездорожья. Авто имеет очень компактные размеры. Но, несмотря на это, дорожный просвет внедорожника составляет 28 сантиметров. Это больше, чем у первых поколений американских внедорожников Jeep Wrangler. 

 

Однако это был кошмарный автомобиль, когда вы выезжали на нем на дорогу. ЛуАЗ-969 отличался медлительностью, супергромкостью и плохим рулевым управлением. Но хуже всего то, что он был небезопасен. Например, в случае аварии людей часто просто выкидывало из салона. Также эта машина имела проблемы с системой выхлопа. Так, в некоторых автомобилях монооксид углерода попадал через систему вентиляции в салон, в результате чего многие люди получали отравление угарным газом.  

 

ЗИС-101 Спорт

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Это, наверное, самый красивый российский автомобиль советской эпохи. Возможно, он имеет лучший дизайн за всю историю российской автопромышленности. 

Автомобиль основан на базе не менее симпатичного седана ЗИС-101, который производился с 1936 по 1941 год. 

К сожалению, родстер с двигателем V8 ЗИС-101 Спорт вышел только в нескольких экземплярах. И то в качестве прототипов. 

Этот спортивный автомобиль был довольно большим. Черт побери! Он был огромным! Его длина составляла 5,75 метров, ширина – 1,89 метров, а колесная база – 3,60 метра. 

 

Спорткар был создан к 20-летию комсомола (политическая молодежная организация СССР). Проект был одобрен лично Сталиным, но был сразу заброшен после празднования юбилея молодежной организации. 

 

Лада-1101 (ВАЗ-Э1101)

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Был в истории российского автопрома еще один интересный проект – Лада-1101. Но этот автомобиль также так и не дошел до массового производства. Эта модель существовала в нескольких версиях. У нас нет информации, сколько всего прототипов было выпущено. Но вероятнее всего, было создано не более 5 экземпляров. 

Все началось в начале 1970-х годов, когда компания АвтоВАЗ решила разработать совершенно новый автомобиль как для внутреннего рынка, так и для западноевропейских стран для экспорта. 

 

В короткий срок АвтоВАЗ разработал первый прототип, получивший обозначение ВАЗ-1101 и прозвище "Чебурашка". На начальном этапе автомобиль получился двухдверным. Также машина переняла несколько компонентов от других автомобилей Лада, которые в те годы уже были в массовом производстве. Так, автомобиль получил от первых моделей Лады колеса, переднюю и заднюю оптику. 

ВАЗ-1101 был переднеприводным и оснащался двигателем от Фиата 127. 

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

В 1973 году была завершена разработка второго прототипа ВАЗ-1101 в совершенно другой модификации и компоновке. Новый автомобиль существенно отличался более утонченным дизайном. 

Для тех, кто не в курсе, будет неожиданно узнать, что хоть этот автомобиль и пошел в серию, именно благодаря ему на свет в последующие годы появилась серия автомобилей Лада Самара (ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099). Правда, произошло это только спустя десять лет. Подробнее об этом интересном автомобиле и его истории можете прочитать в статье "Самый лучший российский автомобиль о котором вы никогда не слышали"

 

 

ЗИЛ-112 Спорт

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

После таких роскошных автомобилей, как ЗИЛ-117 и ЗИЛ-4102, эта модель является третьей по важности, красоте и т. п. ЗИЛ-112 Спорт – это спортивный автомобиль, который был разработан и построен с 1961 по 1967 год. Причем этот спорткар установил пять всесоюзных рекордов в различных автогонках. 

Автомобиль был спроектирован и построен заводом имени Лихачева (автозавод ЗИЛ). 

Спорткар оснащался двумя видами восьмицилиндровых двигателей (в зависимости от версии). Один имел объем 6,0 литров и выдавал мощность 230 л. с., тогда как другой имел объем 7,0 литров и мощность 270 л. с.

 

Также ЗИЛ-112 оснащался регулируемым дифференциалом скольжения, дисковыми тормозами на всех четырех колесах и радиальными шинами. Также благодаря легкости конструкции вес ЗИЛа-112 составлял всего 1330 килограммов. 

В 1962 году благодаря новому аэродинамическому обвесу ЗИЛ 112 Спорт мог разогнаться до 230 км/ч. Заезд был осуществлен на соленом озере Баскунчак.

Лучшие советские автомобили, которые уважают во всем мире 

Но что удивительно, это был не предел для 112 ЗИЛа. Как оказалось, еще большему разгону тогда помешали плохие погодные условия. В итоге возможности этого отечественного суперавтомобиля были ограничены. 

Всего было построено два экземпляра. После последней гонки оба экземпляра остались в стенах завода ЗИЛ. Сегодня один автомобиль находится в музее в Риге (Латвия), а другой принадлежит частному коллекционеру из Швеции.
 

  • Thanks 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Какие автомобили делали в советских республиках? Узбекская ССР

Первым промышленным предприятием в Узбекской ССР, имеющим отношение к автотракторной технике, стал 1-й Ташкентский авторемонтный завод, вступивший в строй еще до войны. Совершенно точно, что помимо собственно авторемонтной деятельности, в середине 1950-х годов там уже строили автобусы АТ-1. Это были «коробочки» с деревометаллическими кузовами на шасси ГАЗ-51 по проекту Тосненского авторемзавода, централизованно принятому Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР для освоения на различных республиканских ремзаводах. Но скорее всего, простейшие автобусные кузова на шасси грузовиков ЗИС-5 в Ташкенте начали строить еще раньше – с конца 1940-х годов, просто этой информации пока не удалось найти документального подтверждения.

 
Вот так выглядели автобусы проекта АТ-1 (на этом фото – не ташкентский автобус, но точно такой же )
Вот так выглядели автобусы проекта АТ-1 (на этом фото – не ташкентский автобус, но точно такой же )

Другое предприятие из столицы Узбекской ССР – Ташкентский машиностроительный завод по сборке автомобилей и прицепов «Ташавтомаш» – еще с 1950-х годов делал прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям и тракторам. Наиболее известные его изделия, попавшие во множество советских справочников, это самосвальные полуприцепы-хлопковозы ГАЗ-707 для тягачей ГАЗ-63Д и ТМЗ-879 для грузинской «Колхиды».

 
Полуприцеп ГАЗ-707 завода "Ташавтомаш" с тягачом ГАЗ-63Д (фото: УКЭР ГАЗ)
Полуприцеп ГАЗ-707 завода "Ташавтомаш" с тягачом ГАЗ-63Д (фото: УКЭР ГАЗ)
 
ТМЗ-879 с опытным седельным тягачом ГАЗ-53П (фото: УКЭР ГАЗ)
ТМЗ-879 с опытным седельным тягачом ГАЗ-53П (фото: УКЭР ГАЗ)

Тогда же, в самом начале 1960-х, хлопковозные автопоезда начали делать на Вревском авторемзаводе в Ташкентской области путем переоборудования грузовых автомобилей ЗИЛ-164 и бортовых прицепов ИАПЗ-754В. На них ставили высокобортные металлические кузова, которые могли опрокидываться на левый бок. Вот только собственного подъемного механизма ни тягач, ни прицеп не имели: разгрузка происходила при помощи специального передвижного подъемника, имевшегося в пункте назначения. Тягач и прицеп попеременно вставали под стрелу подъемника, который при помощи лебедки поднимал и опускал грузовую платформу.

 
Разгрузка прицепа-хлопковоза, изготовленного на Вревском АРЗ (фото из журнала "Автомобильный транспорт")
Разгрузка прицепа-хлопковоза, изготовленного на Вревском АРЗ (фото из журнала "Автомобильный транспорт")

Что же касается «Ташавтомаша», то в дальнейшем он стал называться Ташкентским тракторным заводом и сосредоточился на выпуске трехколесных хлопководческих тракторов – Т-28Х4 (разработка Владимирского тракторного завода; тиражи – до 27 тысяч штук в удачные годы) и МТЗ-80Х (разработка Минского тракторного завода, в Ташкенте производилось только дооборудование машин в объемах до 5 тыс. шт. в год). А выпуск тракторных прицепов со временем перенесли в Андижанскую область, на Ленинский филиал Ташкентского тракторного завода в городе Ленинск (в 1991-м этот город переименовали в Асаку, а предприятие - в Асакинский завод тракторных прицепов).

 
Т-28Х4М Ташкентского тракторного завода (фото: архив В.Гара)
Т-28Х4М Ташкентского тракторного завода (фото: архив В.Гара)
 
МТЗ-80Х Ташкентского тракторного завода (фото: архив В.Гара)
МТЗ-80Х Ташкентского тракторного завода (фото: архив В.Гара)

С 1992 года ТТЗ стал называться промышленным концерном «Узавтосозлаш», продолжив ту же деятельность. А еще в столице действовал Ташкентский экскаваторный завод. Ниже на картинке – один из примеров его продукции: универсальный гусеничный экскаватор Э-352, выпускавшийся в начале 1960-х годов.

 
Э-352 Ташкентского экскаваторного завода (фото: справочник по землеройной технике)
Э-352 Ташкентского экскаваторного завода (фото: справочник по землеройной технике)

Из предприятий, выпускавших спецнадстройки для автомобильных шасси, нужно назвать Андижанский завод ирригационных машин, он же «Андижанирмаш». В начале 1960-х там делали, например, топливные цистерны АЦ-4-164 на шасси УралЗИС-355М. Со второй половины 1960-х им на смену пришли бензовозы АЦ-2,9-53Ф на шасси ГАЗ-53Ф и АЦ-4,2-53А на шасси ГАЗ-53А (цистерны аналогичной конструкции выпускали также на нескольких заводах в РСФСР и КазССР). А в 1970-х на предприятии освоили выпуск специальных машин для заливки швов МБ-16 на шасси ГАЗ-53А.

 
АЦ-4-164
АЦ-4-164
 
МБ-16 (архив автора)
МБ-16 (архив автора)

В той же Андижанской области, в поселке Куйганяр, действовало Куйганярское экспериментальное предприятие Минводхоза УзССР, где некоторое время строили «вахтовки» ПДП на шасси УАЗ и «Волгарь» на шасси ГАЗ (первые из них были разработаны в Вологде, вторые – во Львове). Фотографий этих вахтовок именно узбекской сборки науке британские ученые пока не обнаружили, так что для иллюстрации использую фотографии вологодского и львовского прототипов:

 
Вот это – вологодский ПДП (фото А.Дюпуи)...
Вот это – вологодский ПДП (фото А.Дюпуи)...
 
… а вот это – львовский ТС-3966 «Волгарь». Куйганярские машины должны были выглядеть подобным же образом
… а вот это – львовский ТС-3966 «Волгарь». Куйганярские машины должны были выглядеть подобным же образом

А в городе Бектемир Ташкентской области функционировали Бектемирские экспериментальные ремонтно-механические мастерские, силами которых по документации института ГОСНИТИ выпускались мастерские технической помощи модели ГОСНИТИ-2.

 
Фургон на этом фото - это как раз мастерская ГОСНИТИ-2 на шасси ГАЗ-63. 
В Бектемире делали такие же
Фургон на этом фото - это как раз мастерская ГОСНИТИ-2 на шасси ГАЗ-63. В Бектемире делали такие же

Как видно, по Узбекской ССР у нас получилось не так уж и мало! Впрочем, по-настоящему автомобильным государством Узбекистан стал в середине 1990-х, когда в Асаке на базе цехов Асакинского завода тракторных прицепов построили новый завод UzDaewooAuto проектной мощностью 250 тысяч автомобилей в год. Ныне предприятие называется ДжиЭм Узбекистан и располагает уже тремя сборочными площадками - в Асаке, Хорезме и Ташкенте. Кроме того, в Узбекистане действует Самаркандский автомобильный завод, занимающийся производством грузовиков Isuzu, автобусов собственной конструкции и спецнадстроек, а также завод MAN Auto-Uzbekistan по сборке немецких грузовиков MAN в Джамбайском районе Самаркандской области.

  • Thanks 2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

×

Важная информация

Читаем Условия использования